Григорий Чегодаев: вместо государства над имиджем российского вина работают виноторговцы

Чего не хватает российским виноделам

Григорий Чегодаев — пожалуй, единственный в России сомелье и винный эксперт, разбирающийся не только в сортах винограда, регионах производства, вкусах и ароматах — но ещё и в экономическом администрировании и в букве закона. По образованию Григорий — выпускник Академии налоговой полиции, специалист по налоговым расследованиям. Владелец и сомелье винного ресторана Wine&Vine в Краснодаре, в 2019 г. Григорий стал чемпионом Российского конкурса сомелье, а сейчас он — один из немногих россиян, претендующих на главное звание в профессии сомелье по всему миру — Master Sommelier. Мы поговорили с Григорием о настоящем и будущем самой трендовой винной категории в нашей стране — о русском вине.
— Как поменялось отношение специалистов винной индустрии к отечественному вину за последние годы?
— Поляризация взглядов довольно сильная. Профессионалы винной отрасли строго делятся на ценителей русского вина и его противников. Резко негативные отзывы о нём, мне лично непонятны. Говорят, например, что европейское вино из тех же сортов винограда — лучше и даже дешевле. Но если вслепую сравнить, например, каберне фран от "Лефкадии" и какой-нибудь луарский каберне фран, даже топовые российские сомелье не всегда скажут, где какой. Чаще всего подобные оголтелые заявления не подкреплены никакими объективными фактами. Есть те, кто инициировался через российское виноделие, как-то профессионально с ним связан — вот они всячески поддерживают его. Это вечный спор пессимистов и оптимистов. Я лично настроен по отношению к российскому виноделию оптимистично — даже в отсутствие грамотного административного регулирования оно умудрилось все эти годы жить и развиваться.
— А что вы имеете в виду под отсутствием регулирования?
— Виноделие любой страны не может развиваться в вакууме, в отрыве от управления со стороны государства. С точки зрения экономики, виноделие — это всё-таки не просто инициатива какой-то кучки любителей. Это одна из отраслей сельского хозяйства. И эта отрасль генерирует облагаемую налогами базу, создаёт рабочие места, влияет на социальное положение граждан. На мой взгляд, государство должно заниматься плавным, позитивным развитием отрасли, чтобы у неё росла доходность. В то же время нужно заботиться о внешнем имидже индустрии — ведь потребитель голосует за это рублём. Кроме того, конечно, важен контроль с точки зрения качества. Корень проблемы сегодня — в отсутствии понимания, как эту систему регулирования правильно выстроить.
— Этим летом предлагалась одна из мер — поднять пошлины на европейские вина до 200%. Это один из рычагов администрирования?
— Пока в Минпромторге и Минфине нет лиц, тонко понимающих, как аккуратно влиять на развитие отрасли за счёт законодательных или административных шагов. Государство ведёт себя как слон в посудной лавке. Допустим, мы сейчас поднимем пошлину до 200% — заработаем ли мы больше денег? Никому такая дорогая продукция нужна не будет. Бизнес начнёт отказываться от импорта. Получит ли что-то от этого государство? — Нет, потому что 200% будет получать просто-напросто не с чего.
Нужно не только пошлины повышать, а сделать то, о чём все говорят уже лет 10 — создать нужную инстанцию внутри Минфина или Минсельхоза.
Маркетинговое агентство, которое будет заниматься позиционированием, объяснением, донесением до потребителя того, что сегодня представляет из себя российское виноделие, проведением ​​всевозможных выставок, салонов, ярмарок русского вина.
Весной 2024 года Союз виноградарей и виноделов России (СВВР) предложил российским властям увеличить в десять раз ввозные пошлины на вино из недружественных стран НАТО для «защиты российского рынка». Ранее, с августа 2023 года, пошлины уже повышали с 12,5 до 20%. Действие пошлин в 20% продлится до конца 2024 г.
— Сегодня каким вином выгоднее торговать внутри России — импортным или отечественным?
— Маржинальность в процентах будет одинаковая. Вопрос скорее в том, что более ликвидно. Импорт пока ликвиднее, потому что над его имиджем проведена намного более серьёзная работа. У европейского вина позитивный образ, потому что правительства — итальянцы, французы и испанцы — над этим системно работали. Для них это важная социальная и сельскохозяйственная политика. В России вместо государства над имиджем российского вина работают виноторговцы, потому что они заинтересованы в будущем этого продукта. Самое грамотное — это объединение усилий и бизнеса, и власти. Тогда рождается синергия — государство помогает позиционировать отрасль для её грамотного восприятия, для производства конкурентоспособной и качественной продукции. Тогда у бизнеса вырастут продажи, а у государства — налогооблагаемая база.
— На что сегодня стоит обратить внимание регулирующим органам, чтобы поднять темпы роста индустрии?
— В России по-прежнему колоссально сложен и забюрократизирован вход в виноделие. Сегодня всё ещё очень сложно начать производство собственного вина. Даже с учётом возможности открытия КФХ*, которые не являются плательщиками НДС, и производства вина в малых объёмах, чуть ли не на самом винограднике…
*КФХ — Крестьянское (фермерское) хозяйство. Вид предпринимательской деятельности, подразумевающий малые объёмы сельскохозяйственных производств. В том числе позволяющий производить вино в непромышленных масштабах по упрощённой системе налогообложения.
— А разве вино, которое делают на винограднике — это не классическая схема французского шато? Кажется, это норма в виноделии…
— К сожалению, наши законы не позволяют строить промышленное производство на землях сельхозназначения, а виноградник обычно находится именно там. Как только хозяйство растёт в объёмах, оно попадает под промышленную лицензию, и не имеет права делать вино на винограднике. То есть, «шато» в России невозможно. Конечно, по сравнению с тем, что у нас было в винном законодательстве 10 лет назад, сегодняшняя ситуация — это небо и земля, но всё равно впереди много работы.
— Вырос ли процент заказов русского вина в вашем ресторане за последние годы?
— Да, тренд, очевидно, есть. Многие знают, что у нас одна из лучших винных карт в стране, и можно найти самые редкие вина мира. К нам приходят соответствующие люди, и приходят они априори с пониманием, что у нас есть всё лучшее, что производится в России. Год от года российское вино пользуется всё большим спросом.
Все уже поняли, что нет смысла игнорировать российское вино, и оно совсем не хуже импортного.
Другой вопрос — что от него пока сложно требовать тех же эмоций и впечатлений. В то же время уже есть образцы, которые способны приблизиться к этому уровню.
— Например, какие?
— Ну, например, хозяйство «Галицкий и Галицкий». Алексей Толстой делает монументальные вина по стилю. Они насыщенные, но при этом с отличным балансом. Это и топовые вина хозяйства Château de Talu. Франк Дюсенер прекрасно проявляет свои компетенции. Разумеется, это вина «Лефкадии» из линейки «Николаев и Сыновья», которую мы все так долго ждали. Стоит упомянуть и вина Александра Сикорского. Есть отдельные линейки у "Кубань Вино", заслуживающие внимания. Таких вин довольно много, список постепенно растёт.
Автор интервью: Глеб Короленко
«Эксперт» начинает публикацию серии интервью с российскими сомелье, в которых мы будем обсуждать развитие российского виноделия и, разумеется, самого вина. Мы не планируем как-либо ранжировать вина или винодельческие хозяйства по количеству положительных или отрицательных мнений о них. Наша задача, познакомить читателя с мнением профессионалов о том, в какой точке находится отрасль, куда она движется и куда рано или поздно придет.
Made on
Tilda